Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.
Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), призыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, празднования побед.
Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% меди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получается звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возрастали. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Интересно отметить, что когда колокола переливали, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чистой меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.
А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок службы колокола зависит от многого: от качества литья, от звонарей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше всего в зимнее время — на морозе металл становится более хрупким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!
Переливка колокола была таким же знаменательным событием, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдельную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем сама отливка и поднятие на колокольню.
Способы колокольного звона
Способов колокольного звона, характерных для нашей страны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к которой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать небольшие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, система их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению самих стен колокольни.
Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель правой рукой.
Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (поочередно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколько серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в котором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослужению, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство человека и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон положен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.