Живописный  ансамбль храма Владимирской иконы Божией Матери

История нашего храма отражена не только в тех личностях, которые молились, трудились и причащались в храме, но и в уникальной художественной коллекции, дошедшей до наших дней. По Божьему промыслу и заступничеством Владычицы нашей Богородицы храм не закрывался в советское время, не был разрушен или разграблен. То убранство, утварь, картины, иконы и статуи, которые вы видите, были бережно сохранены для нас настоятелями и благочестивыми прихожанами. Из представленных стилей преобладающим является ампир. Русский ампир появился в России после победы над Наполеоном, в 1812 г., и не был похож на европейский стиль. Главное отличие — правильные геометрические формы, образы возвышенные, торжественные, со сдержанной красотой лепнины. Здесь нашли отражение патриотизм и русская воинская слава. Отделку в стиле ампир разрешали себе обеспеченные люди, так как она дорогая и подчёркивает статус и богатство хозяина.

Русский ампир в интерьере:

— Элементы оформления сочетаются друг с другом, создавая целостность.

—  Присутствует торжественная парадность, равновесие, симметрия.

— Декор с колоннами, орнаментами и рельефами, гербовой и военной символикой.

— Яркие контрастные цвета в отделке (например, спектральное противопоставление красного и синего, много позолоты).

Ампир олицетворяет собой сильную монаршую власть, а по своей стилистике очень близок к античности, отличавшейся стройностью форм, воспевавшей воинскую доблесть и духовную мощь, отраженную в физической силе, в здоровой прорисованной телесности.

Произведения в стиле ампир (поздний классицизм) всегда поражают своей монументальностью и в то же время легкостью, достигающейся за счет игры света-тени.

Росписи нашего храма представляют многочисленные сюжеты из Евангелия (Воскрешение Лазаря, Благовещение, Богоявление и многие другие). Фактически своды храма являются живописным повествованием. В нижнем пределе вы можете полюбоваться копией шедевра художника А.А. Иванова «Явление Христа народа». Художник писал эту картину 20 лет (1837-1857), перерисовывая, переписывая многократно персонажи. Размер оригинального полотна – 5, 5 метров в ширину и 7 м в длину. Картина является шедевром композиции. С какой бы стороны вы на нее ни посмотрели, ваш взгляд будет упираться в фигуру Господа нашего Иисуса Христа. Все позы многочисленных персонажей, их жесты прорисованы именно таким образом, что ведут к Спасителю. Своды храма позволили по своим размерам в некотором смысле воссоздать масштабный замысел автора. Картина была уникальным явлением, поэтому неудивительно, что именно ее скопировал художник, расписавший храм во второй половине 19 века. Через год после завершения картины художник А.А.Иванов умер, как будто смыслом и целью его жизни было оставить нам именно такое Евангельское завещание. А всего спустя несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Ныне картина выставляется в залах Третьяковской галереи.

Еще одним ярко выраженным стилем, представленным иконами в нашем храме, является барокко. Барокко как художественный стиль имеет много разновидностей и временных периодизация (Нарышкинское барокко, Петровское, Елизаветинское, Екатерининское). В нашем административном Северо-Западном округе ярким представителем Нарышкинского барокко (и барокко вообще) является Троицкая церковь в Троице-Лыково. Барокко характеризуется обилием орнаментов и ,в противовес монументальному геометрическому классицизму (ампир как разновидность), поражает сложными узорами и рельефами. Богатая чеканка окладов, растительный орнамент, самым известным из которых является виноград. Причем чем позднее барокко, тем оно более богатое и вычурное – стиль Рококо.

Также в нашем храме представлены иконы классического Византийского письма, отличающегося строгостью и каноничностью, обратной перспективой и выполненные чаще всего по прорисям.

В пределе Свт. Николая вы можете увидеть удивительным образом выполненную работу «Св. Николай спасает девиц от блуда». Уникальность этой работы заключается в том, что фигура св. Николая выполнена в классическом стили иконописи, а девицы в стиле «наив». Такой контраст дает ощущение соединения Божественного (св. Николай) и земного (девицы), «примитивизма» мира видимого и божественного присутствия мира невидимого. В колокольне нашего храма хранится статуя Господа нашего Иисуса Христа также выполненная в стиле «примитивизм» (дерево), а распятие в нижнем пределе совмещает в себе две тенденции – каноничность и «наив»- фигура Спасителя выполнено строго канонично, а фигуры Пресвятой Богородицы и Апостола Иоанна имеют неправильные пропорции, создавая ощущение детской простоты, контрастирующей с трагизмом Распятия.

Такая эклектичность, сочетание казалось несочетаемого: монументализма и простоты, делают наш храм удивительным и уникальным явлением. Мощь и сила уживаются рядом с мягкостью и человечностью, земное — с небесным.

 

Современные иконы храма Древние иконы храма