иерей Сергий Лебедев

настоятель 1889-1900

Село Всехсвятское в конце XIX — начале XX века было известно благодаря своим благотворительным учреждениям. Активно занимался благотворительностью священник церкви Всех Святых Сергей Александрович Лебедев. Он известен как основатель Куркинского, Всехсвятского и Николо-Бутырского обществ трезвости.

Сергей Лебедев родился 1 апреля 1867 года в семье псаломщика села Братеева. Учился в духовном училище при синодальном хоре, затем в Московской духовной семинарии, где окончил курс в 1888 году. Сергей Лебедев рано лишился отца и смог закончить образование только благодаря усердному труду. С ранних лет Лебедев испытывал отвращение к пьянству, и был готов бороться с этим злом.

В 1889 году отец Сергий был назначен священником села Куркина. Приход села Куркина на тот момент был в большом запустении. Но благодаря стараниям отца Сергия сельский храм был отреставрирован и 20 августа 1895 года вновь освящён. В то же время шёл сбор средств на строительство церковно-приходской школы, которая была открыта в 1899 году.

В приходе отца Сергия было сильно распространено пьянство, и поэтому от обратился к Епархиальному начальству с просьбой о разрешении на открытие при церкви села Куркина общества трезвости. Разрешение было получено, и 1 марта 1898 года в Куркине было открыто общество трезвости. В общество вступило множество прихожан. Вступление в общество происходило так: отец Сергий произносил речь, в которой говорил о пагубности пьянства для души и тела, для семьи и общества. При этом он рассказывал истории из жизни, которые производили на алкоголиков сильное впечатление и пробуждали их совесть. Священник предлагал собравшимся дать обещание не пить определённый срок. Обещания давались перед иконой Николая Чудотворца, после чего каждый член общества трезвости получал образок и членский билет, где был указан срок данного обещания. Эти обещания почти всегда исполнялись.

Количество членов Куркинского общества трезвости стало быстро расти. В конце 1898 года в общество ежедневно вступало до 50 человек. В конце 1899 года — до 200 человек. В 1900 году были дни, когда в общество вступало от 400 до 700 человек. Многие приезжали в Куркино из Москвы. Пьяницы съезжались в Куркино в большом количестве, что вызывало недовольство дачников. Поэтому Сергей Лебедев принял решение перевести общество трезвости в село Всехсвятское.

Сергей Лебедев выбрал село Всехсвятское по той причине, что оно ближе к Москве, и от города до села не было ни одного питейного заведения, так что алкоголики приезжали туда с трезвой головой. Во Всехсвятском хотя и были винные лавки, но же там располагалась и полиция, которая могла урезонить самых буйных.

По прошению Сергея Лебедева он был переведён в село Всехсвятское. 21 ноября 1900 года он отслужил в храме Всех Святых первую службу. К этому времени храм нуждался в ремонте и был слишком тесен. Церковные дома были в неудовлетворительном состоянии, поэтому Лебедеву первое время пришлось снимать квартиру. В селе было множество питейных заведений, среди которых выделялся ресторан «Гурзуф», расположенный напротив алтаря в 38 саженях от церковной ограды. 24 ноября 1901 года после тяжёлой болезни скончалась жена Сергея Лебедева, оставив его с пятью малолетними детьми.

Сергей Лебедев занялся обновлением прихода. 22 июля 1902 года начались работы по расширению храма. Были пристроены 2 придела, а тёплый храм соединили с холодным. Пол церкви был выложен разноцветной метлахской плиткой. Во всей церкви было устроено духовое отопление. 8 ноября 1903 года был освящён придел иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а 31 июля 1905 года — придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Параллельно с реконструкцией храма велось строительство церковно-приходской школы и богадельни для престарелых женщин.

Но несмотря на все дела Сергея Лебедева, и в причте и в приходе находились те, кто пытался ему препятствовать, и жаловаться Епархиальному начальству. Только ценой очень больших усилий Лебедеву удалось добиться закрытия ресторана «Гурзуф».

Сергей Лебедев занимался и благоустройством соседних селений. Он стал инициатором строительства храма Святителя Николая в деревне Коптево (которое так и не было завершено до революции). Закладка первого камня храма состоялась 31 мая 1907 года. В 1908 году рядом была открыта церковно-приходская школа.

Всехсвятское общество трезвости привлекало очень большое число членов и вскоре стало стеснять прихожан храма. Сергей Лебедев пытался решить эту проблему, расширив храм. Но во время строительных работ в храме было недостаточно места ни для прихожан, ни для общества трезвости. Против общества трезвости стали выступать защитники ресторана «Гурзуф». На общество трезвости стали сыпаться доносы по разным инстанциям. В результате Сергей Лебедев принял решение прекратить деятельность общества трезвости в селе Всехсвятском.

Спустя несколько лет Сергей Лебедев, будучи членом Общества русских патриотов, предложил председателю общества Л. Н. Боброву возродить общество трезвости. Эта идея была поддержана. 23 июня 1908 года был утверждён устав Николо-Бутырского общества трезвости. Общество трезвости было открыто 12 октября 1908 года близ Крестовской заставы. Сергей Лебедев стал председателем общества. Было очень много желающих вступить в общество. В 1909 году в трезвости общество вступили 9844 человека, в 1910 — 23712 человека, а в 1911 — более 25000 человек.

Сергей Лебедев действовал в обществе так же, как и в Куркине и Всехсвятском. Члены общества трезвости давали обещание перед иконой Святого Николая. Лебедев раздавал членам общества книжки собственного сочинения о вреде пьянства.

В 1911 году прихожане решили устроить торжество в ознаменование десятилетия службы отца Сергия в храме Всех Святых. Отец Сергий не был любителем подобных торжеств. Но чтобы не обидеть прихожан, он только старался сделать так, чтобы торжество было как можно более скромным. На торжество собралось много народу. Прихожане и священники выступали с благодарственными речами. Празднование завершилось скромной трапезой без спиртных напитков.

До недавнего времени мы не знали, как сложилась судьба о.Сергия после 1912 года. Милостью Божьей удалось выяснить, что о.Сергий продолжал служить во Всехсвятском храме на Соколе, в 1930 году был арестован и выслан в Казахстан , в город Ахтубинск. Двое его сыновей, свящ. Николай Лебедев и дьякон Евгений Лебедев,были расстреляны в 1938 году на Бутовском полигоне и являются новомучениками.

Источник:

Благотворная пастырская деятельность. Священник Церкви села Всехсвятского Московского уезда о. Сергей Николаевич Лебедев, основатель Куркинского, Всехсвятского и Николо-Бутырского Обществ Трезвости. 1889-1911 г.г. / Сост. И.Ф. Токмаков

3. Общества трезвости73

№ 70–75

Общество трезвости при церкви Всех Святых в селе Всехсвятском

№ 70
Протокольная запись присутствия Общества трезвости при церкви Всех Святых в селе Всехсвятском Московской духовной консистории, на котором обсуждалось дело об организации священником Лебедевым общества трезвости

15 марта 1901 г.

Слушали: отношение московского губернатора о беспорядках, происходящих в открытом священником подмосковного села Всехсвятского Сергеем Лебедевым обществе трезвости. В  отношении сем изложено следующее: свящ[енник] Лебедев, перемещенный в село Всехсвятское из села Куркина, Московского уезда, открыл и здесь (как и в Куркине) общество трезвости, назвав его Николаевским (далее прочерк на полторы строки. – А.К.) с пьяными клиентами Лебедева.

Ввиду того что дальнейшая подобного рода деятельность о. Лебедева  может вызывать еще большие беспорядки и даже преступления, губернатор о вышеизложенном и представил на усмотрение епарх[иального] начальства.

Приказали: принимая во внимание, что в селе Всехсвятском, Моск[овского] у[езда], местным священником Лебедевым общество трезвости открыто без разрешения епархиального начальства, действия членов общества не урегулированы не только уставом, но и какими-либо правилами, да и при таком громадном числе членов, о котором свидетельствует губернатор, собственно и не составляющих общества, а сталкивающихся между собой лишь случайно, какое-либо урегулирование его представляется невозможным. Консистория полагала бы: для прекращения беспорядков, происходящих в открытом в с[еле] Всехсвятском о[бщест]ве трезвости и обративших уже на себя внимание гражданского начальства, в предупреждение могущих возникнуть еще больших беспорядков и недоразумений, означенное об[щест]во закрыть, священника же Лебедева перевести в какой-либо другой приход, более отдаленный от Москвы, воспретив ему дальнейшую подобную деятельность, о чем и представить на благоусмотрение Его Высокопреосвященства.

Внизу л. 5 пометы: «Протокол подписан 15 марта 1901 г. На подлинном ре[золюция] Его Высокопр[еосвященства] от 4 апр[еля] № 1257: «Общество трезвости в селе Всехсвятском, согласно мнению Консистории, закрыть, а священника Лебедева вызвать ко мне для личных объяснений»».

«Указ благ[очинному] с[ела] Покр[овского]-Подъелки свящ[еннику] Н. Делекторскому послан апреля 10 дня 1901 г. за № 2319».

Соколов

ЦИАМ, ф. 203, оп. 543, д. 2, л. 4–5.

Отпуск. Рукопись.

№ 71
Из прошения прихожан Всехсвятской церкви митрополиту Владимиру
с жалобой на священника С. Лебедева

До апреля 1901 г.

Ходатайство прихожан Всехсвятской церкви относительно назначения второго священника в нашу приходскую церковь было уважено Вашим Высокопреосвященством переводом священника села Куркина о. Сергия Лебедева, за что приносим Вам, Высокопреосвященнейший владыка, глубокое благодарение и вместе с тем прибегаем к Вам с другой, не менее существенной просьбой, а именно, о прекращении бесчинств,  водворившихся в нашей приходской церкви с поступлением сказанного священника. В Всехсвятскую церковь стала стекаться из Москвы и ее окрестностей масса людей, страждущих запоем (от 300 до 700 челов[ек] ежедневно), с целью получить облегчение своих невольных страданий путем дачи обета трезвости  чрез совершение молебнов пред образом святителя и чудотворца Николая. Вся эта масса людей сначала направляется по трактирам села Всехсвятского, где зело напиваются спиртными напитками и в таком виде шествуют в церковь, врываясь сюда силою, производят шум, ссору, а главное – кощунствуют, куря в самой церкви папиросы, и допускают другие различные бесчинства, которые имеют место лишь в трактирах, что могут подтвердить служащие при церкви, церковный староста и сторожа. Да и по существу данные ими обеты трезвости не достигают цели, некоторые из них идут в те же трактиры ради пьянства тотчас же после сказанных обетов. Из сего явствует, что в данном случае цель и средства алкоголиков не суть сознательное проявление воли получить исцеление на основе религиозных воззрений, а если это так, то, по слову св. Василия Великого, «на пьяницу не может повлиять сила молитв, для них требуются специальные приюты». Если допустить дальнейшия бесчинства алкоголиков  в самой церкви, то придется считаться с явлением раскола между церковью и прихожанами, нам, прихожанам, столь необходимой как Храм Божий, стало положительно невозможно посещать его, не говоря уже о детях наших и о лицах, приезжающих на лето в село Всехсвятское, происходящих из привилегированных сословий.

Обращая на вышеизложенное внимание Вашего Высокопреосвященства, мы думаем, что такие явления в храме Божием не должны иметь места и не могут быть допустимы Вашим Высокопреосвященством. На этом основании мы, нижеподписавшиеся прихожане, просим Ваше Высокопреосвященство об избавлении нашей приходской церкви от посещения алкоголиков, как нарушающих в оной благочиние, порядок и спокойствие. В чем подписуемся. […]

ЦИАМ, ф. 203, оп. 543, д. 2, л. 6–7 об.

Подлинник. Рукопись.

№ 72
Из списка протоколов
о нарушении общественного порядка лицами, прибывавшими в село Всехсвятское для записи
в члены общества трезвости

После 26 февраля 1901 г.

   Время                Содержание протокола

составления

 протокола

  Февраля

    4                По обвинению крестьянина Новосильского уезда, Маховской волости, дер[евни] Насоновой Петра Васильева Тришкина в нарушении общественной тишины и оскорблении урядника.

   12               По обвинению крестьянина Подольского уезда, Молодинской волости, дер[евни] Жаковой Павла Федорова Волкова в безобразии, произношении непечатных слов и оскорблении урядника у церкви.

   13               По обвинению крестьянина Можайского уезда, Канаевской вол[ости] и села Данилы Александрова в оскорблении непечатными словами городовых Пчелинцева и Коломейцева.

      13            По обвинению крестьянина Ефремовского уезда, Сильковской вол[ости] и сельца Сергея Перелыгина в безобразии и произношении ругательных слов у церкви с[ела] Всехсвятского.

   –»–              По обвинению крестьянина Волоколамского уезда, Серединской вол[ости], дер[евни] Лукошкина Ивана Галкина в безобразии и произношении непечатных слов у церкви.

   –»–              По обвинению крестьянина Мещевского уезда, Полковской волости, села Воронит Григория Матюхина в безобразии и произношении непечатных слов у церкви.

   –»–              По обвинению московского мещанина Николая Михайлова в безобразии и произношении непечатных слов у церкви.

   –»–              По обвинению крестьянина Волоколамского уезда, Серединской вол[ости], дер[евни] Капилова Платона Кокорева в безобразии и произношении непечатных слов у церкви. […]

Заведывающий секретным отделением74

ЦИАМ, ф. 203, оп. 543, д. 2, л. 10–10 об.

Подлинник. Машинопись.

№ 73
Отношение московского губернатора Г.П. Кристи митрополиту Владимиру
с просьбой прекратить деятельность священника С. Лебедева в сЕЛЕ Всехсвятском

20 мая 1903 г.

Ваше Высокопреосвященство,

милостивый архипастырь и отец,

Московская духовная консистория отношением на имя моей канцелярии от 22 июня 1901 г. за № 4291 сообщила, что существовавшее в селе Всехсвятском Московского уезда общество трезвости определением епархиального начальства, состоявшимся 4 апреля того же года, безусловно закрыто.

Несмотря, однако, на такое категорическое определение епархиального начальства, деятельность Всехсвятского общества трезвости не прекратилась, и священник церкви села Всехсвятского о. Лебедев продолжает принимать так называемых трезвенников, причем по воспоследовании указанного определения прием был сокращен до минимума, а затем постепенно стал принимать большие размеры, причем в селе опять начались беспорядки, послужившие причиною закрытия общества.

Так, с марта месяца сего года во Всехсвятском ежедневно наблюдается прибытие значительного числа разных лиц в нетрезвом виде с целью записаться в общество трезвости, причем некоторые из них производят шум и беспорядки. В течение марта и апреля месяцев в селе Всехсвятском было задержано 32 человека мужчин и женщин за пьянство и бесписьменность, которые при задержании категорически заявили, что они пришли к местному священнику о. Сергию Лебедеву записаться в общество трезвости, им учрежденное; ежедневно в церкви села Всехсвятского, кроме местных прихожан, бывает от 50 до 100 и более человек посторонних лиц, в большинстве – мастеровых, рабочих и извозчиков, прибывающих преимущественно из Москвы, для которых о. Лебедев служит молебны св. Николаю чудотворцу о даровании им воздержания от пьянства. Молебны служатся в будни после ранней обедни, оканчивающейся между 8–9 час[ами] утра, а в праздничные дни – после литургии, оканчивающейся между 11–12 час[ами] дня. Хотя эти лица не записываются в книгу, как это практиковалось прежде, но каждый из них по окончании молебна приобретает за деньги у псаломщика или церковных сторожей брошюру, под заглавием «Поучение к дающим обет трезвости», соч[инения] о. Лебедева. Большинство лиц, прибывающих в сказанное выше село с означенною целью, прежде чем пойти в церковь к молебну, приобретают вино и уже в полупьяном виде идут в церковь к молебну, а выходя оттуда, шумят, ругаются и нарушают общественную тишину, за что задерживаются и привлекаются к ответственности.

Принимая во внимание, что в селе Всехсвятском и его окрестностях расположены войска и военные училища, каковое обстоятельство заставляет опасаться возможности столкновений пьяных клиентов о. Лебедева с  нижними чинами, могущих повести, как известно Вашему Высокопреосвященству, к очень печальным последствиям, я предварительно доклада о всем изложенном Его Императорскому Высочеству московскому генерал-губернатору, имею честь обратиться к Вашему Высокопреосвященству с моею покорнейшею просьбою оказать содействие к окончательному прекращению деятельности о. Лебедева по приему трезвенников и о последующем мне сообщить.

Испрашивая себе Вашего архипастырского благословения, с истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть

Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга

Г.П. Кристи

На верхнем поле л. 16 резолюция митрополита Владимира: «1903 г. мая 31. К местному благочинному для возвращения на дознание с отзывом своим и объяснениями священника Лебедева».

На левом поле л. 16: «Вызвать Лебедева ко мне».

ЦИАМ, ф. 203, оп. 543, д. 2, л. 16–17 об.

Подлинник. Машинопись.

№ 74
Донесение благочинного Н. Делекторского митрополиту Владимиру о произведенном им дознании по делу СВЯЩЕННИКА
С. Лебедева

11 июня 1903 г.

В исполнение резолюции Вашего Высокопреосвященства от 31 мая сего года за № 2167, последовавшей на отношении г-на московского губернатора от 20 мая 1903 г. за № 5563 по делу о продолжающейся деятельности Всехсвятского общества трезвости, закрытого в 1901 г., дознание мною, благочинным Делекторским, произведено и при сем представляется с письменным объяснением священника Сергия Лебедева на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства. Помимо изложенного в представляемом дознании с  объяснением священника Лебедева, долгом считаю присовокупить по содержанию рассматриваемого дела следующее. Общество трезвости в селе Всехсвятском, по объявлении причту означенного села указа Московской духовной консистории о закрытии сего общества, свою деятельность в 1901 г. своевременно закрыло и более оной не возобновляло. Правда, вскоре по закрытии сего общества стали ходить слухи, что общество трезвости опять начало действовать, только негласно. Когда в то время этот слух стал упорно поддерживать бывший церковный староста Колобухов (противник сего общества), то я, благочинный Делекторский, почел своею обязанностию тогда же произвести негласное дознание, на каковом спрошенные мною поодиночке члены причта и сторожа церковные сего слуха не подтвердили, сказав при этом, что о. Сергий для некоторых из бывших членов сего общества по их неотступной просьбе служит только простые молебны святителю Николаю и при этом не берет с пришедших обещания вновь пред иконою о пребывании в трезвости, как это делалось раньше, и билетов на вступление в общество не выдает, а ограничивается только раздачею книжек своего сочинения о воздержании от пьянства. Это показание вполне тогда согласовалось с действительностию, ибо трезвенники в то время большим потоком двинулись чрез наше село по Волоколамскому шоссе в село Нахабино, и это наблюдалось до самого открытия в 1902 г.  Виндавской железной дороги, которая устроила в Нахабино станцию. В  селе же Всехсвятском с того же времени и поныне из желающих воздержаться от пьянства останавливается только самая малая часть, которая считает себя удовлетворенной, если выслушает после литургии молебен святителю Николаю, невзирая на чреду служения о. Лебедева или о. Румянцева. Относительно беспорядков, по временам бываемых от наплыва в село Всехсвятское разного пришлого люда, лишь благочинному случайно пришлось дознать, например, следующее: минувшего мая 5 дня был я на поверочном испытании детей Всехсвятской церковно-приходской школы. По окончании занятий, часу в третьем дня, при выходе из школы, о. Лебедев, указывая мне на кучку людей, поодаль сидящих на земле, сказал: «Вот еще горе, на нашу площадку близь церкви повадилось ходить много пришлого люду, иногда с целию пить вино, купленное неподалеку в казенной лавке. Компания, возбужденная вином, нередко производит беспорядок, так что я, – добавил о. Сергий, – недавно вынужден был письменно сообщить об этом нашему приставу; это было нужно сделать еще потому, что многие, не зная, считают этих праздношатаев за трезвенников, да некоторые из них, быть может, при составлении протоколов для облегчения своей вины и называют себя таковыми». Подобное же явление наблюдалось даже в самый день производства дознания, а именно: о. Румянцев, давая 9 июня письменное показание, обратил мое внимание на пьяную компанию полураздетых людей, сидящих на земле в переулке на противоположной стороне улицы, и при этом добавил, что этих несчастных считают за трезвенников, ходящих в наш храм для молитвы об избавлении их от пьянства. Наконец, касательно составления протоколов полицейскою властию по делам бесчиний, делаемых пьяным людом, быть может, иногда и кучкой приходящих для избавления от пьянства, позволяю себе высказать следующее соображение. Если бы полицейские надзиратели с одинаковым терпением разделяли с приходским духовенством труд при обращении с трезвенниками и глубоко сочувствовали той пользе, которую получают под сению храма многие из приходящих в оный и ищущих в нем при посредстве молитв пастырей Церкви избавления от неизлечимой человеческими средствами страсти к вину, то они, наверное, еще с большим усердием, отделяя, удаляли бы из среды недугующих собратий единичных личностей, глубоко падших и буйных, и в случае надобности не тяготились бы составлением протоколов, которые при этом, если бы не ставились составителям в некоторую вину, как непредусмотрительность по службе, а лицам духовным – то, что ради их молитвенного предстательства бывают такие скопища неудачников. При таком взгляде на дело не только простое служение молебнов трезвенникам, но и деятельность существовавших обществ трезвости могли бы продолжаться и поныне на пользу  страждущим от винопития людям.

Вашего Высокопреосвященства,

милостивейшего отца и архипастыря

покорнейший послушник благочинный,

села Покровского-Подъелки

священник Николай Делекторский

На верхнем поле л. 18 резолюция митрополита Владимира: «1903 г. июня 12. На основании сего дознания и объяснения о. Лебедева заготовить ответ г-ну губернатору».

ЦИАМ, ф. 203, оп. 543, д. 2, л. 18–20 об.

Подлинник. Рукопись.

№ 75
Отношение митрополита Владимира московскому губернатору Г.П. Кристи по поводу дознания о священнике С. Лебедеве

8 июля 1903 г.

Ваше превосходительство,

милостивый государь,

На отношение от 20 мая 1903 г. за № 5563 по делу о продолжении закрытым в 1901 г. обществом трезвости в селе Всехсвятском своей деятельности честь имею сообщить Вашему превосходительству следующее: произведенным по моему предписанию подробным и обстоятельным дознанием о сем выясняется, что причинами всех тех беспорядков в селе Всехсвятском, о которых Ваше превосходительство изволите сообщать мне, в действительности оказывается не местный священник о. Лебедев, как организатор и учредитель закрытого уже общества трезвости, и не продолжающаяся, якобы, его деятельность в сем направлении, а совершенно иные. Сбор всевозможного люда в окрестностях Москвы – явление весьма обычное в марте и апреле месяцах настоящего года – весьма естественно мог принять гораздо большие размеры ввиду ожидавшегося в то время приезда в Москву государя императора и воспрещения таковому люду пребывания в самой столице, и тем более в селе Всехсвятском, где имеется казенная продажа питей и где вообще, благодаря соседству села Всехсвятского с разного рода загородными ресторанами, для такого рода люда представляется наиболее удобств. Эти пришлые, или и вовсе бродячие люди, будучи преследуемы и задерживаемы чинами полиции за буйство, бесписьменность, шум и другие беспорядки, ввиду, может быть, меньшей ответственности, и стараются объяснять свое присутствие здесь (в селе Всехсвятском) уверениями, что они здесь только затем, чтобы записаться в общество трезвости, чем приводят всегда в заблуждение чинов местной полиции, ограничивающихся при составлении протоколов, конечно, лишь одними голыми заявлениями лиц задержанных.

Свидетельствуя Вашему превосходительству полнейшее уверение в том, что Всехсвятское общество трезвости, как окончательно и безусловно закрытое начальством, не возобновляло и не возобновляет своей деятельности, местный же священник нисколько и ничем не является причастным к происходящим в селе Всехсвятском беспорядкам, равно как и продажа в церкви брошюр сочинения о. Лебедева75 «Поучение к дающим обет трезвости» нисколько не может свидетельствовать о какой-либо неблаговидной деятельности о. Лебедева, я, ввиду изложенного, считаю долгом заявить, что к предупреждению и прекращению тех недоразумений и столкновений разного рода пришлых и буйных людей в селе Всехсвятском с нижними чинами расположенных близ сего воинских команд, в возможности коих Ваше превосходительство высказываете опасения, конечно, должно принять меры уже само гражданское начальство.

Призывая на Вас, милостивый государь, благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть

       Вашего превосходительства

ЦИАМ, ф. 203, оп. 543, д. 2, л. 31–32 об.

Отпуск. Рукопись.

№ 76
Статья «Общества трезвости» священника П. Копьева – председателя Замоскворецкого общества трезвости76

Ноябрь 1909 г.

Вопрос о борьбе с народным пьянством назрел. Поэтому небесполезно ознакомиться с тем, как возникали эти о[бщест]ва, как они жили, как осуществляли свои задачи.

Присматриваясь к существующим организациям трезвости, легко можем заметить, что в направлении противоалкогольной борьбы существуют два течения. Сообразно с этим определились пока два типа о[бщест]в трезвости. Одни практикуют борьбу с пьянством с помощию обетов воздержания от спиртных напитков. Такую борьбу обычно начинает священник. Иногда такое о[бщест]во приобретает весьма широкую и прочную организацию. Таковы замечательные два о[бщест]ва: Александро-Нев­ское в Петербурге и Даниловское77 в Москве. Все эти о[бщест]ва носят характер церковности. Возникают они большею частию при храмах. Вступление в число членов соединяется обязательно со служением молебна Спасителю или нарочитому святому, напр[имер] муч[енику] Вонифатию, преп[одобному] Сергию и др. и Божией Матери. Обет трезвости дается пред крестом и Евангелием. Давший обет трезвости заносится в списки членов о[бщест]ва, ему выдается установленный членский билет. Его благословляют св. иконою в напутствие к доброй, трезвой жизни, ему выдается св. Евангелие, а также брошюрки и листки религиозно-нравственного содержания.

История двух указанных о[бщест]в показывает, каких результатов в этом направлении могут достигнуть и как широко развить свою деятельность отдельные убеждения и энергичные лица. Даниловское о[бщест]во трезвости  возникло  19 августа 1904 г. в г. Москве, близ Серпуховской  заставы. Первоначально положение его было весьма затруднительно. Была открыта чайная для собрания членов. Но средств было мало, и о[бщест]во едва не прекратило своего существования, как во главе его встал убежденный трезвенник, энергичный борец за народную трезвость, свящ[енник] Даниловского кладбища о. Лука Любимов. Горячая проповедь о вреде пьянства раскрыла в глазах населения всю пропасть народного горя-злосчастия. Убежденность тона проповедника, сердечное участие к народу отозвались в сердцах слушателей. Имя о. Любимова быстро стало весьма популярным. Широкою волною потекли «в Даниловку» страдающие от недуга пьянства, ищущие  просвета трезвой жизни. Результатом такой деятельности о. Луки являются десятки тысяч трезвенников, исцелившихся от своей болезни. Имя о. Луки благословляют тысячи жен, матерей и детей бывших пьяниц. С увеличением числа членов о[бщест]ва (в настоящее время ежегодно вносят членские взносы свыше 50 000 чел.) возросли и средства его. Это дало возможность о[бщест]ву развить свою деятельность до широких размеров, так что жизнь о[бщест]ва представляет довольно любопытную, яркую и внушительную картину. При чайной устроена моленная, в которой пред Распятием и другими иконами в дорогих киотах художественной работы ежедневно совершаются молебны для лиц, вступающих в члены и дающих обет. В этом здании помещается прекрасно оборудованная церковно-приходская школа. Тут же организованы воскресная школа и вечерние классы для взрослых, производятся чтения с туманными картинами, существует свой хор певчих. Имеется капитала в процентных бумагах свыше 80 000 р.

Несколько другой характер носят другие общества трезвости, преследующие одинаковые с указанными выше обществами цели, но существующие не на одинаковых с ними основаниях и осуществляющие несколько иначе свои задачи. Часто они зарождались в самом народе, в той среде, где сильнее дают себя чувствовать темные стороны жизни, где больнее отзывается вся мрачная туча зла, горя и нищеты, которые являются последствиями пьянства. Сознавая, как трудно бороться с этим народным злом – пьянством, несколько лиц для этой борьбы и для взаимной поддержки на пути трезвости старались соединиться, сорганизоваться. Вырабатывали устав, представляли его на утверждение администрации. Возникало, таким образом, в собственном смысле общество трезвости. Здесь каждый член по уставу не должен оставаться пассивным членом, давшим обет за себя, отвечающим только за свою трезвость, а, напротив, обязывается принимать активное участие в делах общества, распространять сведения о вреде пьянства, располагать других к вступлению в общество, словом – отдавать по возможности свой труд и знание на служение делу трезвости. Во главе общества обычно стоит правление, члены которого и председатель выбираются общим собранием членов. Деятельность правления проявляется довольно разносторонне. Чайные общества служат центром, объединяющим членов данного района. Здесь члены проводят часы отдыха, в беседах друг с другом находят себе поддержку. При чайных существуют библиотеки. Устраиваются чтения для народа – организуются вечерние классы, школы для подростков и т.п. учреждения. По временам предлагаются народу трезвые, разумные развлечения в виде концертов, вечеров, елок и т.п. Эти общества также, за редкими исключениями, не выходят из-под попечения Церкви. Часто и они основателями своими имеют священников. Но и тогда, когда инициатива их исходит из народа, к живому участию в них приглашаются пастыри Церкви, которым и отводится в большинстве случаев руководящая роль. В чайных этих обществ еженедельно, а в некоторых и чаще совершаются молебствия. Вступление в члены тоже, большей частию, сопровождается молитвою, совершаются паломничества, и во всех этих случаях неизменно раздаются пастырская проповедь о вреде пьянства и призыв к трезвой жизни. К такого рода обществам трезвости следует отнести 1-е Московское общество трезвости (Семеновское), Замоскворецкое, Дорогомиловское и др.

Таковые общества трезвости, существующие в настоящее время. Какие из них предпочтительнее, предоставляется решить по роду их деятельности. Но когда зло – пьянство – дает себя слишком сильно чувствовать, то всякое средство борьбы с ним хорошо. Лучшим же обществом трезвости, думается, будет то, которое воспримет хорошие стороны и того и другого типа указанных обществ.

Председатель Замоскворецкого
общества трезвости     свящ[енник] П. Копьев

Московские церковные ведомости.