Часовня — усыпальница профессора Захарьина Г.А.

по проекту архитектора Ф.Шехтеля

Небольшое, квадратное в плане, здание часовни- усыпальницы, примыкающее к юго-западному углу церкви Владимирской Божией Матери, возведено в 1899-м году над могилой замечательного московского врача Г.А. Захарьина в непосредственной близости от основанной им больницы. В этой же часовне-усыпальнице позднее были похоронены его жена и сын.

Главные, с точки зрения содержательной и художественной формы, квадратного в плане здания, -пологий купол на восьмигранном невысоком основании, резное убранство архивольта входной арки и резьба капителей по бокам входной двери на южном фасаде — показывают, что автор проекта усыпальницы вдохновлялся образцами раннехристианских мартириев. Это позволяют отнести часовню-усыпальницу Г.А. Захарьина к числу произведений распространённого в культовом зодчестве середины XIX — начала XX столетия византийского стиля.

Гладкие стены аскетически-строгого здания имеют щипцовые завершения, образующие подобие фронтонов. Поля боковых щипцов — западного и восточного — прорезаны полуциркульными окнами, полочка основания окна и две огибающие окно тяги, подчёркивают его форму, создавая подобие неглубоких ниш. Окно и его обрамление — единственные архитектурные детали, украшающие стены боковых фасадов. Главный фасад усыпальницы — южный. Здесь расположен вход, к которому ведёт невысокая лестница. Над дверью, на одной высоте с окнами боковых фасадов, находится арочный проём, повторяющий их форму и размер. Богатая резьба, обрамляющая арку, и мозаика, которая украшает её архивольт, — таковы единичные яркие и экспрессивные элементы строгой и лаконичной архитектуры этого здания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обрамление арки входной двери украшено резьбой с изображением символов Христа. Капители византийского типа на консолях, несущих арку, представляют столь же экспрессивно трактованные символы Спасителя — лозу, гроздь винограда, пальмовую ветвь — по обе стороны креста. Единственное яркое пятно в этой монохромной архитектуре — мозаика в архивольте арки. Она изображает распространённую в ранние века христианства монограмму Христа. По её сторонам — два красных процветших креста с буквами альфа и омега.

Вся композиция, чётко и выразительно рисующаяся на ярком синем фоне, высится над горизонтальной полосой красного цвета с обращёнными в разные стороны завитками, и представляет собой своеобразный символ страстей земной жизни, венчаемой огромными, по сравнению с её размерами, символами царства Божия и вечной жизни.

 

 

 

 

В интерьере часовни находится мозаичное панно «Распятый Христос», выполненное в Италии по эскизу В.М. Васнецова. Кирпичная ограда церковного участка с глухими угловыми башенками возведена на средства семьи Захарьиных десятилетием позднее самой усыпальницы — в 1908-1909 годах.

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве. Руководитель проекта В.А. Шевчук