12 июля православные чтут память первоверховных апостолов Петра и Павла. На иконах их изображаю вместе, как близких друзей. Однако известно, что их жизнь, их путь к Богу были совершенно разными. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать позже, и вначале не входил в число признанных двенадцати апостолов. Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком, провинциалом. Павел же, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу) был из тогдашней элиты, родился в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав.
Однако в жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проведи учения Иисуса Христа.
Для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение от Христа накануне его распятия. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих».
На иконах апостолов Петра и Павла чаще всего изображают вместе: длиннобородый, с легкой залысиной Павел и Петр с густой копной светлых волос.
Однако встречались ли они на самом деле? Поверив в то, что Иисус Христос был Богом, Павел захотел познакомиться с Его учениками – с теми людьми, которые видели Его, говорили с Ним.
Они встретились в Иерусалиме: Петр, Павел и Иаков, брат Христов. На знакомство и общение у них было всего 15 дней, после чего апостолы продолжили свою проповедь – Петр среди иудеев, Павел – среди язычников.
Вновь увиделись они в Антиохии (Гал. 2:11–14), где между ними возник спор: могут ли иудеи-христиане есть вместе с христианами-неиудеями, нужно ли новообращенным язычникам делать обрезание? Должны ли не-иудеи следовать иудейскому обычаю? Этот спор стал причиной Апостольского собора и новой встречи.
Собор состоялся в 49 году от Рождества Христова в Иерусалиме, разрешив спор Петра и Павла. На этом соборе Петр был назначен первоверховным апостолом, отвечающим за проповедь среди иудеев, Павла же назначили отвечать за проповедь среди язычников – ведь он был римским гражданином, хорошо знал законы и римскую культуру.
После этого упоминаний о встречах Петра и Павла нет ни в Деяниях, ни в Посланиях. Однако есть вероятность, что они встретились еще раз. На сей раз в Риме. Точно не известно, виделись ли они. Но, согласно Преданию, приняли мученическую кончину в 64 году во время гонений при императоре Нероне в один день – 12 июля по новому стилю. Петр был распят на кресте вниз головой – он умолял об этом палачей, так как считал себя недостойным того же распятия, которое претерпел его Учитель. Павла, как римского гражданина, распять не могли. Он был вывезен за пределы города и усечен мечом.

На фотографии икона апостолов Петра и Павла, вторая половина 14 века, Салоники, Греция, монастырь Влатадон.