Из книги Холмогорова В. И., Холмогорова Г. И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии : Вып. [1 — 11]. — М., 1881-1913

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Соколово, на реке Всходне.

Соколово. оно же Мещерское. в 1616 году – деревня Московского уезда Горетова стана, «жалованная вотчина князя Бориса Хилкова», в 1623 году принадлежало вдове Татьяне, жене князя Хилкова. В ней было 4 крестьянских двора и один двор бобыльский (холостяцкий), всего 6 человек. В 1638 году деревня Соколово , Мещерское, названная сельцом (сельцом называлась деревня, в которой не было церкви) была продана Гавриилу Леонтьеву, а от него в 1685 году перешла к его детям, в сельце было 14 человек, а на скотном дворе 5 человек… В 1713 году сельцо Мещерское досталось девице Настасье Андреевне Леонтьевой, которая вышла замуж за Александра Ефимова Зыбина.

В Синодальном Казённом Приказе производилось дело по строительству в сельце Соколово новой каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Дело началось по прошению Александра Ефимовича Зыбина. В своем прошении, поданном в Казённый Приказ, 16 сентября 1719 года Зыбин писал: «Деревня у меня в московском уезде сельца Соколово , а оттуда до Божьих церквей далеко. Только одно село Куркино в близости. и то бывает дорогу затопляет по 6 недель, от чего в моем сельце, на моем дворе, дети рождаются и остаются некрещенными по многу месяцев или люди умирают без исповеди, поэтому прошу построить в сельце Соколово вновь церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы каменную, а без вашего указу церковь строить не смею». На это прошение написана резолюция: «16 сентября 1719 года дана благословенная грамота». 1 июля 1720 года выдан указ о строении церкви в сельце Соколово, взята пошлина 1 гривна.

Знаменская церковь была построена в 1722 году, 9 февраля того же года он же, Алекандр Зыбин. «бил челом в Казенном Приказе», чтобы освятить церковь и выдать антиминс».

Село Куркино и церковь Владимирской иконы Божией Матери.

В 1678 году в селе Куркино состояло 14 крестьянских дворов, в них 48 человек, 22 двора конюхов, псарей, сокольников и истопников в деревне Барашихе – 5 дворов крестьянских.

После князя Алексея Ивановича Воротынского это имение в 1680 году досталось его вдове княгине Настасье Львовне. По писцовым книгам 1685-1686 годов значится: «Село Константиновское, Курицыно (Куркино), на речке Всходне, а в селе – церковь каменная во имя Пречистой Богородицы Владимирской, а в церкви образы и ризы, и колокола. и всякая церковная утварь, строение, у той церкви живет во дворе священник Иван Дмитриев, двор боярский, людей в нем – 3 человека, пашни паханые.

Княгиня Настастья Львовна Воротынская отдала в 1961 году село Куркино с деревней патриарху Адриану и того же года, 18 марта, патриарх послал княгине образ Пречистой Богородицы с окладом и венцом с чеканными словами, что боярыня княгиня Настасья Львовна пожертвовала в дом Пречистой Богородицы.

В переписных книгах за 1701 год, церковь в селе Куркина описана так: «Церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а ней царские врата и столбцы, по правую сторону от царских врат – образ Спасителя, в нем венец серебряный, гладкий, блестящий, в два ряда жемчугов, рядом с образом Спасителя – образ Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, писанные красками, перед образом Спасителя – медная лампада, под ней — кисть нитеная, пелена из желтой тафты, обложенная красным атласом, вышитый крест белый. Образ св. мученицы Софии, Веры, Надежды и Любови, написанные красками, и в одном киоте с образом Спасителя, киот покрашен краской, перед образом – медная лампада, пелена такая же как у образа Спасителя, в рамах образ Николая Чудотворца в киоте, писанный красками, у него такая же пелена , как у образа Спасителя, образ Пресвятой Троицы, написанный красками, перед образом — медная лампада, под ней нитяная кисточка, у того образа пеленая ветхая, образ Илии пророка, написанный красками, с южной стороны на стене, в рамах: образ Вознесения Господня, Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, митрополита Филиппа в окладах несъемных, десять венцов серебряных резных, по другую сторону – образ Пресвятой Богородицы Владимирской в окладе, оклад и поля и ризы – серебряные, позолочены венец  корона, в короне четыре больших сапфира, в них – четыре жемчужины, на ризе и венце – тридцать золотых украшений с изумрудами и сапфирами , венец и корона обрамлены жемчугом, два ожерелья с жемчугом среднего размера на ожерелье два сапфира, три алых камня и в золотых оправах – 3 изумруда. К иконе подвешены два золотых креста с изумрудами, у одного креста две жемчужины, крест золотой с сапфирами, крест золотой, на нем четыре кафимских жемчужины (очень ценный жемчуг из Кафы.Крым), крест золотой на нем бурмицкий жемчуг (крупный из Кафы. Крым), два креста серебряных с сапфирами и с изумрудами да восемь жемчужин, четыре креста серебряных, панагия золотая с сапфирами и с изумрудами, на рубине вырезан образ Спасителя. По другую сторону вырезана глава Иоанна Предтечи, позолоченная серебряная панагия, на ней семь изумрудов и сапфиров и четыре бурмицких жемчужины, копейка позолоченная, два белых коралла. Двадцать девять красных кораллов, серьги серебряные с 12 жемчужинами, серьги небольшие золотые с сапфирами одиночными, на застежках четыре жемчужины, серьги серебряные, бусы из среднего жемчуга семь ниток, убрус (венец) из красного атласа. Сверху вышит образ Спасителя золотом и серебром , на концах – средний жемчуг, в оправах — изумруды и сапфиры, крест, обложенный серебряной каймой, белая опушка, крашенная подкладка, по сторонам образ Иоанна Воина, Анастасии Узорешительницы, , шелковая кисть, вишневая с золотом, образ в киоте Сергия Радонежского чудотворца, писаный красками, шелковая пелена, опушенная красною каймой, крест перед образом – медная лампада, шелковая кисточка, над северными вратами – образ нерукотворного Спаса, писаный красками, на дверях писан благоразумный разбойник красками, образ Иоанна Дамаскина в киоте писан красками на золоте ,пелена алая полосатая, крест и опушка, лампада медная, кисть шелковая, образ Алексия человека Божия. Писан красками, четыре образа с северной стороны на стене  -образ Богоявление, Пресвятой Богородицы, Кирилла Белозерского, образ свщмч Власия в окладе, оклад серебряный, Деисус в поясе, двунадесятые праздники, в другом поясе — образ Спасителя с Апостолами, в третьем  поясе — образ Знамения Пресвятой Богородицы с пророками , в четвертом поясе – Господь Саваоф. Лампада медная, кисть шелковая, перед деисусом — паникадило медное большое. Над западными дверьми – образ нерукотворного Спаса, оклад серебряный, венец с камнями серебряными, в алтаре на престоле —  красное облачение, евангелие напрестольное, обложено зеленым бархатом, распятие и евангелисты серебряные, чеканные, литые, застежки серебряные, на другой стороне  — угодники из серебра позолочены, крест серебряный позолочен с мощами, покров на престоле из красной хлопковой ткани, крест благословляющий серебряный , позолочен. Два образа запрестольные Пресвятой Богородицы, по другую сторону — Николай Чудотворец из тафты, покрывала из тафты, красные, образ Спасителя писан красками, венец серебряный, золочёный резной. На жертвеннике — сосуды серебряные позолоченные, три покрова. Опушенные, золотые, кадило, две водосвятные чаши, медная, два ковша медных, ризы синие. подризник желтый, несколько разных оплечьев, епитрахиль из вишневого бархата, поручи бархатные вишневые. Пояс шитый в трапезе  — образ Спасителя, писаный красками, перед ним лампада медная малая, образ Пресвятой Богородицы Грузинской, писаный красками, убрус из тафты красный, по концам шит золотом и серебром, подсвечник резной, два подсвечника жестяных  , два аналоя кожаных, аналой выносной , книги, две книги пластыри с восследованием, книга псалтырь, евангелие  толковое , две книги пролога во весь год, три минеи месячных — декабрь, январь, март, июнь, книга минея, книга минея малая , шестоднев, два требника, служебник, хоругвь, на ней писано Богоявление Господне, по другую сторону — Илия пророк. В пределе Сергия Чудотворца царские врата писаны красками, в деисусном ряду образ Спасителя с апостолами писаный красками. У той церкви во дворе священник Иван Дмитриев, во дворе — дьяк Федор Иванов.

В Синодальном Экономическом Правлении производилось дело об исправлении церкви Владимирской Пресвятой Богородицы, что в селе Куркино, по доношению священника той церкви Григория Григорьева. В своем донесении, поданном в правление 14 июля 1743 года, он писал – имеется она ,церковь, построенная князем Иваном Алексеевичем Воротынским , оная церковь с двенадцатью престолами, кровля и прочее здание обветшало и служить невозможно, при той же церкви алтарь, в церкви и в трапезной нет затворов также снесло главу большую бурею в 1743 году в апреле месяце и от течи как бы своды не обвалились и не погибли люди, надо эту ветхость осмотреть и описать и по описи данное ветхое строение отремонтировать. 30 июня 1743 года определением коллегии Экономии велено «церковь Владимирской Богородицы каменную и деревянную ветхость осмотреть и описать и сколько нужно каких материалов сделать смету через архитектора». В 1744 году архитектор Мичурин составил опись Владимирской церкви, из которой видно, что в иконостасе 33 разных образа, ветхие, надо написать заново красками и золотом. В алтаре 7 окон которые надо сделать стеклянными и сделать железные решетки, окна высотой по 2,5 аршина и по 1 ¾ аршина шириной, в этом же алтаре ветхий пол из дубовой доски, надо отремонтировать. При данной церкви в трапезной образ Спасителя и образ Богородицы ветхие. Надо починить красками и золотом. Надо вновь сделать 4 окна, высотой 2 аршина, 2 вершка, шириной по 1 аршину 6 вершков. Наверху церкви надо восстановить купол и крест, надо сделать железный, еще на двух куполах нет черепицы  -надо обить железом и еще над одной главной надо сделать крест. При этой ж церкви крыльцо каменное со ступенями повредилось. Надо починить эту церковь с пределами, с трапезной, с папертями и колокольнею надо выбелить. Над колокольнею глава обита черепицей, она повредилось надо обить листовым железом, да сверху здания крыша из теса обветшала, надо собрать и вновь покрыть в два слоя теса, с подложкой из драни, с алтарем 20 сажень длина, а ширина  — 13 сажень, всего по смете 1044 рубля 33 копейки. Сверх того на колокольне колокол разбит весом 10 пудов.

12 июля 1759 года священник Владимирский церкви Иоанн Федоров в донесении, поданном в синодальное Экономическое Правление, писал: «Означенная церковь имеется каменная, которая построена. Святые иконы писаны в давних годах, и эта церковь пришла в ветхость. Церковная утварь обветшала, а именно облачение на престоле и жертвеннике, ризы, книги, евангелие напрестольное, апостол и пластырь с проследование. Триодь постная, требник большой, шестоднев, 4 минеи месячных, в 6 окнах нет стекол. Пол в алтаре, в церкви и в трапезе обветшал и в этой церкви невозможно служить, надо утварь обновить и купол и крест вновь сделать, а книги старопечатные отобрать и предоставить новые. Вследствие этого донесения, в том же 1750 году составить опись церковной ветхой утвари секретарю Осипу Крюкову. Из предоставленной описи в Правление видно, внутри церкви выше царских врат в трех ярусах, в иконостасе — святые образы в верхних первом и втором ярусах по 11, в третьем  по 12 на всех краски почернели и во многих местах полиняли. Надлежит написать вновь. В царских вратах краски местами повредились -надлежит поправить. Над южными вратами на образе Господа Вседержителя краски почернели, местами полиняли, надо исправить. За клиросом на образе Покрова Пресвятой Богородицы краски почернели и местами полиняли, надо исправить. Против левого клироса на местных трех образах преподобного Сергия , св. Иоанна Дамаскина и пророка Илии краски полиняли. Надо исправить. Над северными дверьми на образе Спаса нерукотворного краска местами полиняла надо починить. В дверях южных на образе архидиакона Стефана,  а на северных – на образе благоразумного разбойника краски почернели — надо исправить. На двух хоругвях краски местами полиняли  — надо исправить. В алтаре запрестольный образ пресвятой Богородицы и на другой стороне на образе трех святителей краски местами полиняли  — надо исправить. На жертвеннике, на образе мученицы Софии краски местами полиняли – надо исправить.

19 февраля 1760 года определением Синодального Экономического Правления велено «на возобновление и починку в селе Куркине церкви Владимирской Пресвятой Богородицы по описи и смете секретаря Крюкова купить материалы по нынешнему зимнему пути в Москве , на покупку чего потребно будет деньги выдавать из дворцового приказу. А для починки объявленной церкви деревянного и каменного строения плотников и каменщиков подряжать и когда плотники и каменщики будут найдены, о том надобно сообщить в канцелярию экономического правления».

При Владимирской церкви находились священники Иван Дмитриев (1685-1704 г), Григорий Лариоров (1710-1721 г.), Григорий Григорьев (1726-1756 г.), и Федор Гороецкий (1726 г.), пономарь Алексий Григорьев (1710 г.).