История в лицах

История храма в лицах

Хронология

 

Есть в Куркине святое место,

Наш храм стоит , прожив века,

И в белом платье, как невеста,

Возносит купол в облака.

И вместо лошадей — машины,

Но, ухватить пытаюсь миг,

Все также смотрят вдаль картины,

С икон глядит пречистый лик.

Привычно в храме все — он данность,

Но удивляет каждый раз

Его простая первозданность

Лишь для себя —  не напоказ.

«Похороните меня рядом с моим родным храмом, храмом Владимирской иконы Божией Матери»

профессор Г.А. Захарьин (врач императора Александра III, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине — связь времен и поколений, застывшая в камне.

Наш храм вобрал в себя историю трех с половиной веков. В нем бывали и молились князья Воротынские, врач Г.А. Захарьин, Н.А. Некрасов, актер  М.С. Щепкин, А.И. Куприн, К.С. Станиславский. И.И. Левитан и многие другие, кто так или иначе жил или гостил в селе Куркино. История этого места начинается еще во времена Дмитрия Донского. Куркино впервые упоминается в летописях 14 века при Иване Калите. Место было благодатное, богатое дичью именно тут позже любил охотиться царь Алексей Михайлович Романов, именно здесь он «уток и цапель бил соколами». А в 1672 году владелец этих мест, князь Иван Воротынский, двоюродный брат царевича Алексея Романова, заложил церковь в честь Владимрской иконы Божией Матери, которая стоит и по сей день. Князья Воротынские были прямыми потомками Рюрика и св.блг.князя Михаила Черниговского.  Наш храм является единственным храмом в Северо-Западном викариатстве, который не закрывался и в советский период(всего по Москве таких храмов было 47), в нем не прекращались службы(храм официально оставался без священника только с 1938 по 1946 г.), а прихожане и благочестивые люди сумели сохранить утварь, иконы и убранство храма. Также сохранились метрические книги и имена всех настоятелей.

Наш храм был заложен в год 100-летия битвы при Молодях правнуком полководца, князя Михаила Воротынского, в честь чуда Владимирской иконы Божией Матери.

Некоторые страницы нашей русской истории незаслуженно преданы забвению. Одна из них тесно связана с историей нашего храма и его основателями – князьями Воротынскими. Князья Воротынские – прямые потомки Рюрика (а значит их предками были и Ярослав Мудрый, и рвнап.князь Владимир, и свт. Михаил Черниговский, и многие другие). Последний мужской представитель династии Воротынских – Иван Алексеевич был одновременно и Рюриковичем и Романовым (по своей матери он был двоюродным братом царя Алексея Михайловича). Его прадед – Михаил Иванович Воротынский сыграл решающую роль в судьбе государственности и суверенитета Руси. Михаил Иванович Воротынский сражался во время Казанских походов Ивана Грозного. В 1552 году он руководил осадой Казани и оставался на поле битвы даже после ранения. Когда русские воины взяли штурмом город, он водрузил на главных воротах православный крест. Отличившегося военачальника царь приблизил к себе и назначил воеводой Большого полка. Михаила Ивановича считают родоначальником пограничной службы, так как его перу принадлежит первый пограничный устав «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», он также придавал большое значение построению оборонительных укреплений, закупал у иностранных государств пушки и новейшие образцы оружия, основал города Орел и Воронеж.

В 1571 году на Русь совершил набег крымский хан Девлет-Гирей, Москва была сожжена дотла, уцелел только каменный Кремль. Через год Девлет-Гирей намеревается повторить свой поход и уже готовится сесть на царство в Москве, заочно раздавая чины и земли своим приближенным. В 1572 году Иван Грозный покидает Москву и назначает главнокомандующим Михаила Ивановича Воротынского. Иван Грозный отправляется с казной в Новгород, туда же привезена Владимирская икона Божией Матери, не раз спасавшая Русь от набегов татар.

В день второго Сретения Владимирской иконы, 6 июля по новому стилю, в Новгороде совершена соборная молитва, на коленях люди, как и прежде, просят Пресвятую Богородицу защитить Москву и Русь. Иван Грозный в тот момент пишет стихиры в честь Владимирской иконы Божией Матери, которые дошли до наших дней.

Второе празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери было установлено 6 июля 1480 года в честь победы над ханом орды Ахматом: во время стояния на реке Угре, когда русская армия под предводительством Ивана III и ордынская – под предводительством хана Ахмата несколько месяцев стояли друг напротив друга по берегам реки Угры, Владимирская икона была перенесена из Владимира в Москву, люди просили о заступничестве. Стояние на Угре так и не закончилось сражением, хан отступил и вернулся в Орду. Примечательно, что Великое стояние на Угре произошло на территории Воротынского княжества при, несомненно, непосредственном участии князей Воротынских.

А в 1472 году состоялось судьбоносное сражение при городе Алексине, ровно за 100 лет до битвы при Молодях. Именно это сражение явилось переломным в противостоянии Орды и Руси. Жители маленького городка Алексина без гарнизона, оружия почти 3 дня сдерживали огромное ордынское войско, что позволило нашей армии перегруппировать силы и выиграть дальнейшее сражение. Почти все жители города погибли. После этой битвы Иван  III перестал платить дань Орде. Вологодско-Пермская летопись оценивает события 1472 года как победу и избавление, в то время как события стояния на Угре 1480 года — только как избавление.

Тем временем в 50 верстах от Москвы (нынешний Чеховский район) завязывается ожесточенное сражение. Михаил Воротынский проявляет себя не только как блестящий стратег, но и талантливый инженер, выстроив целый передвижной «гуляй-город» (деревянную систему укреплений — крепость на колесах). Благодаря военному мастерству Михаила Воротынского и заступничеству Владимирской иконы, крымская армия, почти в 6 раз превосходящая силы русских, наголову разбита в битве при Молодях так, что еще 20 лет крымское ханство не может оправится от сокрушительного удара. Это четвертый случай в истории такого масштаба и значимости, когда Владимирская икона спасает Русь от полного разорения и гибели, о котором молчит большинство источников.

Победа в этом сражении не только сохранила за Русью уже завоеванные земли (Казань, Астрахань и др.), но и защитила Европу от османо-крымской экспансии. Михаил стал национальным героем, спасителем Отечества. И, возможно, тем самым он подписал себе смертный приговор, так как растущая популярность военачальника, Рюрика по крови, не могла добавить ему милости в глазах царя.

Летом 1573 года он был арестован «по навету в злоумышлениях против царя». Иван Грозный обвинил Михаила Воротынского в колдовстве, лично пытал его и еле живого отправил в Белозерский монастырь, по дороге он умер и был похоронен в Кашине (Тверская область), в 1606 году его прах перенесли в Белозерский монастырь, где до сих пор находится родовая усыпальница князей Воротынских. В наши дни по останкам князей Воротынских была сделана реконструкция лиц, кроме Михаила Ивановича в силу «отсутствия лицевой части»…

В 1672 году исполнилось 100 лет со дня битвы при Молодях, которая, как вы видите, по своей значимости ничуть не уступает сражению на Куликовом поле. Именно в год 100-летия битвы при Молодях правнук Михаила Ивановича Воротынского – Иван Алексеевич Воротынский заложил в Куркине церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В этом же году боярин Богдан Хитрово заложил церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве в нынешнем Тушине. Очень вероятно, что это совпадение не случайно, а основание храмов было приурочено к юбилею столь значимой битвы. История праздника Покрова также связана с непосредственным заступничеством Божией Матери.

Через три года исполняется 350 лет со дня основания нашего храма и 450 лет со дня победы в битве при Молодях. На данный момент в Вологде создано Общество, которое занимается поиском фактов и источников, относящихся к битве. К сожалению, их не так много. Возможно, это обусловлено тем, что Иван Грозный и дальнейшие представители династии Романовых не были заинтересованы в популяризации факта победы в битве князем Воротынским (прямым потомком Рюрика) и дальнейшей его трагической судьбы – пыток и гибели от рук Ивана Грозного. Иван Грозный перед смертью принял монашеский постриг в подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Москве, а также пожертвовал в общей сложности 28000 рублей в сей монастырь, чтобы монахи молились за души убиенных им людей, а их было более 3000 человек. Примечательно, что деньги, пожертвованные Иваном Грозным, были конфискованы у его же жертв.

Follow by Email
YouTube
VK
VK