ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Красная горка. Антипасха. Фомино Воскресение.

Нетрудно объяснить, что значит Красная горка, откуда пошло такое наименование и почему назвали именно так. В русской традиции «красный» – значит красивый. Так именовали долгожданную весну-красну, саму Пасху тоже кликали красным праздником, и даже симпатичных девушек тоже звали красна-девица. Существует множество иных обозначений торжества у разных славянских народов.
* Антипасха.
* Фомино воскресенье.
* Правадная нядзеля.
* Ляля.
* Томина неделя.
* Хамова нядзеля.
* Ярылавица.Касательно горки секрета тоже нет. Все народные весенние празднества, а было их немало, раньше проводились на возвышенностях. Они успевали просохнуть первыми после схода снега. В некоторых регионах трудно разобраться, какой праздник – Красная горка. Ведь отмечать его могли в любой день начиная от Пасхи и заканчивая Юрьевым днем, что прославляется шестого мая (Конский праздник, Егорий Вешний, Отмыкание земли).

Православный календарь не дает объяснений, почему праздник называется Красная горка, потому что там он имеет совершенно иное наименование. Чаще всего его зовут Антипасхой или Фоминой неделей. Следует остановиться на этом более подробно.

Антипасха. Фомино Воскресение.

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!»

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Помимо, ознакомления с историей Антипасхи, предлагаем Вам посмотреть фотохронику сделанную в нашем храме на Светлой Седмице.

Ph: Артём Дериземля (@temaka04)